Основы операционных систем. Практикум

       

Использование модели клиент-сервер для взаимодействия удаленных процессов


В материалах семинара 9 при обсуждении мультиплексирования сообщений (раздел "Понятие мультиплексирования. Мультиплексирование сообщений. Модель взаимодействия процессов клиент-сервер. Неравноправность клиента и сервера") говорилось об использовании модели клиент-сервер для организации взаимодействия локальных процессов. Эта же модель, изначально предполагающая неравноправность взаимодействующих процессов, наиболее часто используется для организации сетевых приложений. Напомним основные отличия процессов клиента и сервера применительно к удаленному взаимодействию:

  • Сервер, как правило, работает постоянно, на всем протяжении жизни приложения, а клиенты могут работать эпизодически.
  • Сервер ждет запроса от клиентов, инициатором же взаимодействия выступает клиент.
  • Как правило, клиент обращается к одному серверу за раз, в то время как к серверу могут одновременно поступить запросы от нескольких клиентов.
  • Клиент должен знать полный адрес сервера (его локальную и удаленную части) перед началом организации запроса (до начала общения), в то время как сервер может получить информацию о полном адресе клиента из пришедшего запроса (после начала общения).
  • И клиент, и сервер должны использовать один и тот же протокол транспортного уровня.

Неравноправность процессов в модели клиент-сервер, как мы увидим далее, накладывает свой отпечаток на программный интерфейс, используемый между уровнем приложений/процессов и транспортным уровнем.

Поступающие запросы сервер может обрабатывать последовательно – запрос за запросом – или параллельно, запуская для обработки каждого из них свой процесс или thread. Как правило, серверы, ориентированные на связь клиент-сервер с помощью установки логического соединения (TCP-протокол), ведут обработку запросов параллельно, а серверы, ориентированные на связь клиент-сервер без установления соединения (UDP-протокол), обрабатывают запросы последовательно.

Рассмотрим основные действия, которые нам необходимы в терминах абстракции socket для того, чтобы организовать взаимодействие между клиентом и сервером, используя транспортные протоколы стека TCP/IP.



Содержание раздела